Выбор!
-Мы пойдем?
-Давай пойдем!
Никто не двигается
Мы все и всегда делаем выбор. Вся наша жизнь наполнена этим коротким, сильно нагруженным смыслами словом. Проблемой выбора пропитано всё человеческое существование, направо или налево, сладкое или соленое, холодное или горячее…. Раньше выбирать приходилось меньше, так как надо было убить мамонта или саблезубого тигра, прокормить племя или свое потомство-выжить. Нынешние времена полны изобилия и возможностей. А изобилие в свою очередь подкидывает нам варианты что, где, когда выбирать, а также множество вводных для принятия не всегда простого решения в пользу одного из вариантов.
Само по себе словы «выбор» подразумевает наличие не только одного пути решения, а множественность этих путей. Видим мы эту множественность или нет, вопрос? Если мы видим только один вариант и продолжаем себе упорно твердить: «Вариантов нет!» их и не будет. Мы сами ограничиваем свое видение вариантов и не всегда это осознанно. Например: решили вы съесть плюшку, зашли в кафе а там этих плюшек огромная витрина. И как сделать выбор в пользу той одной, единственной плюшки которая удовлетворит потребность и даст возможность по максимуму получить удовольствие от сделанного выбора? Можно сделать выбор интуитивно, можно логически, можно спросить «А чего я хочу? К чему я иду? Какая за этим моя ценность и какую цель я себе ставлю? А мне это вообще надо?…»
Порой выбор бывает сложный, порой легкий, порой мы не видим выбора вообще, представляя что мы находимся в тупике. Бывает выбор без выбора, бывают обстоятельства в которых человек находится под «гнётом» внешних обстоятельств и вынужден без выбора продолжать свое существование ( вспомнилась книга «Выбор» Эдит Ева), даже в создавшейся, ужасающей, ситуации, героиня книги выбрала между возможностью попробовать или сдаться (жизнью и смертью). Выбор сильно зависит от контекста происходящего, от жизненного опыта, внешних обстоятельств и внутреннего состояния человека, который выбирает. Так называемые внешние и внутренние факторы выбора. Нас могут не устраивать последствия нашего выбора, но выбор есть всегда. Психологическая регидность, страх, стыд, вина и другие эмоции, чувства, мысли могут не позволять человеку видеть возможные варианты.
Выбор – это и про свободу, ответственность, возможность с одновременной потерей, сожаление, гибкость, устойчивость, самооценку, наполненность… Про то, что при любых жизненных обстоятельствах я могу что-то делать, к чему-то идти и стремиться. Или могу застрять не делая выбор, но это иллюзия. Не делая выбор, мы все равно его делаем в пользу бездействия. И тогда вопрос: «Кто несет ответственность за этот выбор?». Таким образом, мы снимаем с себя ответственность за свое бездействие и начинаем обвинять окружающих и обстоятельства за то, что с нами происходит.
Выбор неизбежен. Выбирая, мы как будто, с одной стороны, подвешены в воздухе, так как не возможно быть уверенными в правильности сделанного выбора, можно только пробовать и по истечению времени понять, сделали мы выбор, который добавил нам желаемого или привел нас в точку, куда мы не хотели придти. Если мы четко понимаем свои ценности, то и выбирать будет проще и легче. И тогда выбор про процесс а на результат. Человек стремиться к тому, чтобы выбор был с минимальными последствиями, т.е. не болезненный и желательно по максимуму комфортным и это ОК. Мало кто из нас хочет страдать, мучиться и чувствовать что-то не приятное.
Выбор всегда связан с потерей и возможностями. Потеря того, что я гипотетически мог бы приобрести сделав определенный/другой выбор и с возможностью приобретения нового, но тоже иллюзорного. Выбрать что-то одно, означает отказаться от чего-то другого. И эти решения болезненны, так как они всегда несут с собой ограничение возможностей. Флёр грусти будет сопровождать. Не возможно идти несколькими дорогами сразу, можно идти только одной, а вот возможность видеть дороги и пути следования – это психологическая гибкость. Я предположу, что многие из вас встречались со сценарием выбора. Когда мы действуем по определенной схеме и получаем результат «Как всегда!», а затем что-то чуть-чуть меняем в своем выборе, какую-то маленькую поведенческую, эмоциональную деталь и бинго «Получилось!»
Разные психологические подходы рассматривают по разному выбор. В гештальт терапии выбор связан с осознанностью, актуальность ответственностью. В АСТ существует понятие «Точка Выбора» в которой мы движемся в сторону приближения к своим ценностям или в сторону удаления от них. В психонализе выбор про вечную борьбу Ид, Эго и Супер Эго и что из них победит. Хочу, могу или должен/а.
Выбор этот как мостик между решением и действием ( внешнее бездействие – это тоже действие), иногда надо дорасти до физического действия, это процесс. Выбор связан с тем что человеку необходимо уйти от неопределенности, а неопределенность очень сильно сцеплена с тревогой. Тревожный человек – уязвимый человек. Вот и получается замкнутый круг, чем дольше мы не признаем свою ответственность за сделанный выбор, чем дольше мы тянем с выбором, тем тревожнее мы становимся.
Личностный, интуитивный, эмоциональный, интеллектуальный, аналитический, разумный выбор, это про то, что я творю и сотворяю свою жизнь, я являюсь ее автором. Не Володя, Маша, Саша, Лена а Я. В психотерапии самая главная основа – это автономия клиента, и как следствие его возможность выбирать. И только вам выбирать, как вам жить вашу жизнь! Быть ее автором, делая порой сложный выбор или плыть по течению, отдавая право выбора не понятно кому и не понятно зачем. Таким образом. Выбор самостоятельный, осознанный, осмысленный приводит к принятию ответственности а следовательно к принятию последствий за этот самый выбор.