Девушка с облаком вместо головы

Как измерить то, что вроде бы не поддается измерению?

Про эффективность терапевтических отношений

Сам по себе вопрос оценки эффективности терапевтических отношений дискуссионный и сложный. Следовательно и оценка эффективности сложна. Если говорить про консультационный процесс – довольно ясно и понятно. Клиент приходит на 1-3 встречи, с четким вопросом и получает ответы. Скорее всего формат консультации – информирование и просвещение клиента по какому-то одному вопросу.

Когда мы говорим про терапию – это длительный формат отношений от 0,5 лет до стольки лет, сколько необходимо клиенту.

Терапия – это процесс, в котором нет задачи сделать жизнь клиента счастливой. И критерием эффективности терапии не будет счастье клиента, в котором клиент будет купаться. Желательно прояснить «А что есть эффективность?» Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и затраченным ресурсом. Эффективность терапевтических отношений зависит от многих факторов, такая многофакторная система в которой многие штуки должны совпасть и сойтись.

Это и запрос клиента с его пожеланиями, как он видит свою жизнь после окончания терапии. Определение цели «Куда мы идем?» Характеристики терапевта: образование, умение чутко откликаться, слышать и слушать клиента, сопереживать, открываться клиенту.. Характеристики клиента: его представления о терапии, жизненный контекст, умение открываться и предъявлять свою уязвимость, способность чувствовать, мыслить, делать, ориентация на свое «важное» и ценное… Далее то, что происходит между клиентом и терапевтом. А это уже действительно процесс, в котором не известно будет результат или нет. Так как любое «ДА», автоматически подразумевает чему-то другому «НЕТ».

Основное в терапии то, что происходит между клиентом и терапевтом. Так как клиент выстраивает с терапевтом точно такие же отношения, как и с другими людьми в обычной жизни.

Девушка со стеклянным шаром на голове

Можно оценивать эффективность основываясь на результате и процессе. Вот некоторые критерии, которые я для себя определила как эффективная терапия:

  • клиент начинает распознавать свои чувства и эмоции, может определить где они находятся в теле;
  • клиент научается выдерживать эмоции, от которых раньше рассыпался;
  • принимает и научается жить с тем, что он не в силах изменить;
  • от мыслей и желаний переходит к действиям;
  • научится более доверительно взаимодействовать с близкими, озвучивая как с ним можно, а как нельзя;
  • клиент увеличивает свои адаптивные возможности;
  • перестает идеализировать терапевта, выстраивает отношения на равных, начинает говорить о том что нравится и не нравится;
  • более глубоко начинает понимать устройство своего внутреннего мира;
  • осмысление мира и отношений с другими людьми, так называемая рефлексия;
  • улучшается качество жизни. Очень завуалированно, можно проверить одним вопросом: «Где я хотел находиться, например, 1 год назад? Насколько я приблизился к этой цели?»
  • спросить клиента «Что он думает по поводу эффективности нашей работы?»
Девушки обнимаются

Я целенаправленно не включила в этот список самочувствие клиента, так как терапия это не всегда приятный процесс. И не всегда клиент уходит в состоянии «легкости», так как любые серьезные изменения и трансформации проходят через боль. Как рождение ребенка. При рождении нового «Я» та же самая боль. Поэтому состояние клиента, в определенный момент терапии не является свидетельством эффективной терапии в глазах клиента, а для меня даже очень высокая эффективность.

Другими словами, терапия даёт увеличительное стекло, чтобы понять картину своей жизни сейчас, и инструменты, чтобы можно было начать менять её в нужную сторону. Эта внутренняя работа может быть очень непростой, местами горестной и полной слёз. Она потребует смелости, терпения и страсти к жизни, чтобы такое изменение начать. Таким образом счастье клиента – не является главным мерилом эффективности работы с психологом. Но что же тогда является?

Девушка и стакан воды

Прежде всего это запрос, с которым ко мне пришли. Проблематика. Если в ней происходит движение к разрешению, то я ощущаю удовлетворения от нашей совместной работы и мысленно изображаю победный танец.

Кроме того, терапия помогает лучше понимать и проживать свои чувства, принимать свои возможности и ограничения, ценить себя, строить отношения и границы, обнаруживать потребности, быть творческим в приспособлении к жизни, находить опоры и быть настоящим собой. Если в каких-то из этих областей я вижу продвижение, то к победному танцу в голове я добавляю ещё несколько па.