Низкая самооценка
Откуда родом наша низкая самооценка? Это ощущение себя не до… Не достаточно уместным, компетентным, могущим… Как и многие другие проблемы, она идёт из детства, хотя изначально ребёнок рождается без низкой самооценки и чувства стыда. Оно прививается с годами, и чем старше мы становимся, тем сложнее отличить где мой стыд, а где то, что мне внушили про меня. Вспомните, если человеку постоянно говорить, что он дурак, человек в это поверит.
Как формируется низкая самооценка? Довольно просто. Когда какая-то значимая фигура для ребёнка, будь то мама или папа, бабушка, учитель, тренер, обесценивала его, не хвалила, сравнивала с другими детьми. Все мы знаем эти фразы: «У Маши вон как хорошо получается, а ты…», «Посмотри, как Серёжа пишет красиво, а ты как курица лапой!», «Пятёрку получила? И что, у Светы их уже шесть, а у тебя одна всего. Ты не достаточно прикладываешь усилий», и многие многие другие. Общество заточено на достижение цели, не на процесс, не на обмен знаниями, не на общение друг с другом, а на результат. Выше, дальше, сильнее…
Это состояние недооценённости, оно трансформируется и переходит с ребёнком в пубертат, где всё воспринимается в разы острее и больнее.Тут ещё и сверстники добавляют масла в огонь, ведь в этом возрасте им нужно выделиться на фоне других. Для этого в ход идут всевозможные оскорбления, уничижения, ущемления — всем известный буллинг. Подростки безжалостны. Да и учителя в школе, нередко занимаются стыжением через коллектив, зачастую даже не осознавая какие травмы они наносят детям.
Всё это нависает над ребёнком, словно огромная бетонная плита, и давит его. Ко всему прочему подключается ещё и стыд. Стыд за то, что я не такой, как другие. Не так хорош, не так успешен, не так красив, не пользуюсь популярностью у противоположного пола. Я недостаточно хорош, чтобы окунуться во что-то новое, чтобы посмотреть в себя. Мне не хватает сил, не хватает опоры.
Здесь ребёнок понимает, что ему нужен кто-то другой, чтобы его хвалить. Потому что сам он себя хвалить не умеет, не научился этому, ведь не было примера. Он может обесценить все свои достижения, считать их ничтожными. Может не понимать, куда ему двигаться и что делать. Это уходит вместе с подростком во взрослую жизнь.
Самооценка ещё и очень сильно связана с телом. Оно воспринимается, как инструмент достижения чего-то. А в нашем нарциссическом обществе отовсюду на людей давит информация: зубы должны быть белее, грудь должна быть большой, ноги должны быть идеально гладкими, волосы шелковистыми, а зад без целлюлита. Идеализированное общество, в котором нет места несовершенству. В котором нет права на ошибку, так как идеальные люди не ошибаются.
И если ты не подходишь под эти стандарты — ты хуже других, тебя не принимают. Это внушает людям мысль о том, что они должны быть привлекательными для кого-то, но не для себя. И нет понимания того, что я достаточно хорош, просто потому, что я есть. Я хорош, чтобы жить, чтобы совершать ошибки, радоваться, грустить, любить. Мнение других для нас гораздо важнее, чем наше собственное. А всё почему? Потому что ещё в детстве значимые взрослые очень для этого постарались.
Эта история связана ещё и с конфлюэнцией, когда не существует разделения между «Я», «ТЫ». Есть только «МЫ», и «Я» отдельно существовать не имею права, как и «ТЫ» не имеешь права существовать отдельно от меня. Если человек не существует как личность, у него нет выбора, а значит и нет ответственности. С таким понимаем жить легко. Ведь если существую отдельно «Я», то мне и выбор придётся делать самому, и ответственность за него нести, при этом ещё и что-то терять. А это очень сложно и страшно.
Как во всём этом разобраться и повысить свою самооценку? Скажу честно — сложно. Но всё же возможно. Я могу сопровождать вас в этом длинном процессе ваших изменений. Принимать, не отвергать, создать безопасное пространство и доверительные отношения. Но только вместе с вами, как равные партнёры, для достижения желаемых вами результатов.